Пт, 03.05.2024, 18:46:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 
ОИА РТ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Ваш Выбор
Ваша любимая социальная сеть
Всего ответов: 23

чат
200

сообщество

сохрани ссылку

баннерочки

Главная » Статьи » Статьи сторонних ресурсов » О Мирном

Итоги «Пятидневной войны» на Северном Кавказе
Эта война Грузии против Южной Осетии и Абхазии сегодня может рассматриваться как начало нового витка, выража­ясь компьютерными терминами, перезагрузкой конфликта. Что позволяет оценивать ее как новый тип войн, характер­ных для постсоветского пространства после первого передела СССР, и начало второго передела. Возможно, что в ближайшей перспективе такой вариант подготовки войск может послужить образцом для Азербайджана и Украины. События в Южной Осетии стали проверкой на прочность концепции национальной безопасности России. 
С военной точки зрения это успешная операция, поскольку основная задача - выбить противника из Южной Осетии и Абхазии - была решена. В ходе "операции по принуждению Грузии к миру" обеими сторонами проводились полномас­штабные наземные сражения, активно действовала авиация и велась полновесная информационная война. Война Гру­зии на Южном Кавказе стала испытательным полигоном для Грузии и России, проверкой в реальных боевых условиях теоретических положений военной мысли и новых технологических наработок в области вооружений, тактики частей вооруженных сил, оснащенных новым оружием, создания воздушных, морских и наземных группировок. 

Цели и задачи, поставленные грузинской армии 

Основная цель - "наведение конституционного порядка" на территории Южной Осетии, которое позволит присоеди­нить ее в качестве земель, входящих в Шида-Картли, без изменения основной конституции страны. 

Военная: 1) разгромить "сепаратистские силы" Южной Осетии и одновременно нейтрализовать миротворческие силы России; 2) контролировать Рокский перевал; 3) проверить концепцию США и НАТО о ведении боевых действий в гор­ных условиях. 

Политическая: 1) изгнать осетинское население, не желающее входить в состав Грузии; 2) немедленно начать пере­говоры о вступлении Грузии в НАТО; 3) реально начать переселение грузинских беженцев на земли Осетии. 

Геополитическая: 1) уменьшить влияние России на государства Южного Кавказа; 2) предоставить базы и аэродромы подскока для авиации США и Израиля, с последующим возможным ведением боевых действий против Ирака; 3) уско­рить прокладывание очередного трубопровода. 

Техническая: 1) провести массовые испытания в реальных боевых условиях модернизированного вооружения; 2) практически испытать "центры организации огня", созданные с помощью израильских военных. 

Замысел операции "Чистое поле" 

По данным космической, воздушной, радиолокационной разведки, командование Грузии располагало большей частью информации о структуре, возможностях и вариантах действий вооруженных сил Южной Осетии и России. Грузинская армия была построена только для ведения наступления ("блицкрига"). Все учения последних лет - "Огненный кулак", "Броня"- это проигрыш действий по захвату Южной Осетии и Абхазии. За основу были взяты уроки ближневосточных войн Израиля, опыт афганской и иракской войн. Окончательная тренировка (КШУ) трех бригад была проведена непо­средственно перед предстоящим наступлением, 24 августа, заместителем министра обороны. Именно на той трени­ровке планировалось создать для нанесения удара шесть ударных групп (каждая штурмовая группа включает две мо­тострелковые роты, танковый взвод, саперное отделение). Тактика пехотных бригад базировалась на действиях штур­мовых групп и действиях отдельных снайперских диверсионных групп спецназа МВД "Гиа Гулуа" и "Омега". 

Поэтому в основу плана военной операции против Южной Осетии было положено одновременное нанесение двух схо­дящихся ударов по Цхинвалу:
главный - с южного, Горийского, направления основной группировкой войск (4 мпбр), с глубоким полуохватом Цхинвала с востока, рассекая оборону армии Южной Осетии, с выходом в район Тамарашени;
другой - силами З мпбр с полуохватом Цхинвала с западного направления, внутренним охватом границ Цхинва­ла со всех сторон и созданием внешнего кольца окружения. Окруженную цхинвальскую группировку планиро­валось удерживать ударами авиации и РСЗО. Артиллерийские удары должны по замыслу грузинского руково­дства максимально ее ослабить, дезорганизовать и вынудить Цхинвал к сдаче. В первом эшелоне планирова­лись действия 3 и 4 мпбр, во втором эшелоне - 1 мпбр при поддержке артбригады, реактивного дивизиона от­дельного танкового батальона, ВВС и центра радиоэлектронной борьбы.

В ходе операции грузинское командование планировало максимально использовать действия снайперско-диверсион­ных групп (от 10 до 12 человек). В задачу "блуждающих рейнджеров" входило наведение авиации и артиллерии на ор­ганы боевого управления, ведение разведки, минирование дорог в тылу югоосетинских войск, дезорганизация и демо­рализация обороняющихся частей, а при выдвижении Российской армии - диверсии на коммуникациях и узлах связи. 

Генштаб Грузии учитывал одновременную поддержку подразделений национальной гвардии "Лиахвского коридора", созданных в селах Ачабети, Кехви, Курта, Хейти, Тамарашени, и грузинских гарнизонов сел Аневи, Ередви, Нули, Прис. Предусматривался огонь с тыла батальона грузинских миротворцев (из состава коджорской бригады спецна­за). 

Планировалось, что за 2-3 дня армия Грузии овладеет Цхинвалом, Джавой и захватит Рокский тоннель. За 3-4 дня возьмет под контроль 75% территории Южной Осетии, с последующим переносом усилий на Абхазское направление, с одновременной высадкой морских и воздушных десантов в Горском районе, с последующим наращиванием сил и к исходу первых суток захватит Сухими. 

Уроки оперативной маскировки 

Уже сейчас предварительный анализ имеющейся информации показал, что Грузия самое пристальное внимание уде­ляла вопросам оперативной маскировки. Свои планы строила, исходя из обязательного достижения целей оператив­ной маскировки. Для Грузии такими целями стали наращивание вооружения; непосредственная подготовка к вторже­нию; сокрытие масштабов и сроков стратегической перегруппировки; обеспечение внезапности первого удара. 

Дезинформационные мероприятия насчитывали несколько этапов. 

Первый этап (с 2004 по 2008 год) - наращивание вооружения. Цифры в тех документах, которые Грузия представля­ла международным контролерам в Регистр ООН по обычным вооружениям, были явно занижены. 

Второй этап (март-июль 2008 года) - непосредственная подготовка к вторжению грузинских войск в Южную Осетию. Важные дезинформационные мероприятия были осуществлены в конце апреля, первой половине мая и июне 2008 го­да. В этот период Тбилиси через все каналы СМИ преднамеренно афишировал полеты БПЛА над территорией Абхазии, что вынуждало командование Абхазии держать 1/3 личного состава в повышенной боевой готовности, ожидая удара. 

Третий этап, связанный с проведением Грузией комплекса мер по обоюдной дезинформации, охватывает период с первых чисел до 7 августа 2008 года. Сокрытие масштабов и сроков стратегической перегруппировки в зону, непо­средственно примыкающую к Южной Осетии. 

Четвертый этап в оперативной маскировке отводился обеспечению внезапности первого удара и введению в заблуж­дение руководства Южной Осетии и Абхазии относительно сроков операции и действий в наземной фазе. Были введе­ны строгие меры по сохранению в тайне информации о планируемых действиях. Резко ограничивался круг лиц, при­влекаемых к планированию операции. Детали были известны только узкому составу в правительстве Грузии. Вообще процесс принятия решения о максимальном и массированном применении армии против собственного народа прези­дентом (с узким кругом доверенных лиц), министром обороны, начальником Генштаба и американскими советниками скандален. Не только потому, что принималось необоснованное политическими целями решение (вроде бы не поддер­жанное США), но и потому, что приурочено оно было преднамеренно к началу Олимпийских игр. 

Командование армии Грузии постаралось обеспечить всестороннюю внезапность нападения для "блицкрига". С этой целью Тбилиси предпринял ряд шагов, усыпивших бдительность миротворцев и правительства Южной Осетии. Грузин­ское командование широко использовало средства массовой информации, распространяло заведомо ложные сведе­ния. Для достижения стратегической и тактической внезапности, уже приняв решение о начале вторжения в Южную Осетию, президент Саакашвили объявил по телевизору в 20 часов 7 августа о прекращении огня грузинскими войска­ми, о проведении переговоров по мирному урегулированию конфликта 8 августа в Цхинвале, зная, что проведение первого массированного ракетно-авиационного удара грузинские войска планировали в 23.30. 

Если предположить (а для этого имеются все основания), что США, преследуя свои цели, умышленно подыгрывали Тбилиси, настраивая грузин на "военный лад" с помощью космических фотоснимков, якобы подтверждавших, что рос­сийские войска "продолжают концентрироваться в Северной Осетии", дезинформация на сей раз увенчалась успе­хом. Саакашвили поверил, что войска России готовятся к наступательной операции и, в свою очередь, отдал приказ на "блицкриг". 

Так или иначе, но ночное вторжение грузинской армии на территорию Южной Осетии явилось "неожиданностью". Все это в значительной мере дезориентировало южноосетинское и абхазское руководство и настолько притупило бди­тельность, что они не объявили о мобилизации и часть танков и БМП не заняла заранее созданных позиций. 

Эта хорошо скоординированная "информационная агрессия" достигла своей цели, по крайней мере, в отношении на­селения Грузии. Если к началу 2007 года лишь каждый четвертый грузин выступал в поддержку войны, то к середине июля 2008 года, согласно данным опросов, уже свыше 80% граждан Грузии поддерживали действия Саакашвили отно­сительно урегулирования грузино-югоосетинского кризиса силой. Грузинские средства массовой информации изо дня в день внушали своим гражданам, что их армия, "закаленная в боях с Ираком", имеет "всесторонний, богатый опыт", Саакашвили "обладает полководческим талантом". Грузинские и западные СМИ умышленно искажали данные своей разведки о "небоеспособности Российской армии" и "слабости полувоенных криминальных структур Южной Осе­тии". Сознательно недооценивая в публичных выступлениях такие, оказавшиеся в итоге решающими факторы, как не­достаточный профессионализм и морально-волевые качества грузинских военнослужащих. 

Итоги операции по принуждению Грузии к миру 

В геополитическом плане. Россия способна защищать свои суверенные интересы силой оружия. Она продемонстриро­вала независимость своей внешней политики. Россия смогла ограничить относительное влияние США и Запада не только на Южном Кавказе, но и в зоне Каспия. Россия смогла усилить относительный контроль за альтернативными трубопроводами, которые идут из зоны Каспия к Черному морю и в Турцию. После победы России над Грузией еще больше усилилось стремление США и стран Запада ослабить влияние Москвы на геополитику Южного Кавказа и Кас­пия. 

Военные итоги операции. 

Война с Грузией, в которой отечественные ВВС столкнулись с элементами полноценной войсковой и объективной ПВО, стала первой после завершения Второй мировой. Также впервые с реальным противником столкнулся и ВМФ России. Бесконтактной войны на постсоветском пространстве не получилось. Быстрота и успешность российской ар­мии оказались неожиданными не только для грузинского руководства, но и для руководства Пентагона и НАТО. Но также стало ясно, что войска, обученные и вооруженные по стандартам НАТО, способны эффективно противодейст­вовать России. Концепция национальной безопасности России требует изменений. 

Информационная война. 

Параллельно военной операции разворачивалась информационная и дипломатическая война, которая, к сожалению, была проиграна. Мощь противостоящего информационного потока остается слишком большой. 

Внутриполитический план. 

Россия больше не может восприниматься как управляемое извне государство. Действия российского политического и военного руководства одобряет большинство населения России. Подавляющее большинство россиян (83%) увере­но, что Вооруженные Силы способны защищать страну в случае реальной угрозы. В составе российских войск в Осе­тии сражались чеченские батальоны "Восток" и "Запад". 

Российская позиция по СНГ. 

Пророссийский геополитический передел территории бывшего СССР, крах постсоветского монополярного мироустрой­ства. Сломав постбеловежское мироустройство, Россия в краткосрочной перспективе будет вынуждена заплатить за это ухудшением отношений с Западом. 

Российская позиция в отношении НАТО и США. 

Противоречия между Россией и США, долгое время прятавшиеся под политкорректной завесой, вышли на первый план. Россия сделала это в одностороннем порядке, и все страны, которые ждали, что Запад устрашит русских, сей­час оказались в положении, когда им нужно переоценить то, что произошло. Россия продемонстрировала, что мне­ние США по Грузии ей так же "неважно и безразлично", как и мнение России по поводу Ирака, Косово и ПРО для США. Россия по собственной инициативе заморозила сотрудничество с НАТО, сохранив лишь сотрудничество по Аф­ганистану. США отказались от проведения совместных военных учений с Россией. Стала очевидной антироссийская направленность разворачиваемой системы ПРО США, после того как Польша согласилась войти в проект в обмен на предоставление современных систем ПВО для защиты от российского удара. Ни Россия, ни США не намерены усту­пать. Страны НАТО, скорее всего, будут способствовать ускоренной интеграции Грузии, а также прикаспийских госу­дарств (Азербайджана, Казахстана и, возможно, Туркмении) в евроструктуры. Можно прогнозировать новый виток глобального противостояния двух держав на ближайшие месяцы. 

Российская позиция в отношении Евросоюза. 

Россия, не уступая НАТО, одновременно заинтересована в добрососедских отношениях. Отношения со "старой Евро­пой" (Францией, Германией, Италией) переходят на другой уровень. Заявление четырех государств (Польши и трех стран Балтии) относительно перспектив ведения переговоров о новом стратегическом соглашении между Россией и ЕС было поспешным и контрпродуктивным. Если ЕС встанет на такую позицию, то нанесет ущерб и отношениям с Рос­сией, и, самое главное, самому Евросоюзу. 

В международном плане. 

Россия укрепила собственный вес как государство, претендующее на супердержавность, которой обладал Совет­ский Союз. В международном плане Россия сполна использовала косовский прецедент (по принципу территориаль­ной целостности государств). Вполне вероятно, что обсуждение проблем Южной Осетии и Абхазии продолжится на международном уровне и в соответствии с теориями международного права. Россией была признана независимость только тех территорий, в отношении которых Грузия допустила акты неоправданной жестокости, делающие дальней­шее пребывание этих территорий в составе метрополии в принципе невозможным. Россия, к сожалению, не добилась признания мировым сообществом эмбарго на поставку вооружений в Грузию. При этом они поставляются с нарушени­ем "принципов, регулирующих передачу обычных вооружений", где четко прописано, что при принятии решений о по­ставках вооружений государства должны учитывать наличие локальных конфликтов в стране-получателе. 

Источник: газета "Военно-промышленный курьер"
Автор: Анатолий Цыганок, полковник в отставке, член-корреспондент Академии военных наук
ccылка


Источник: http://www.army.lv/?s=2566&id=4286
Категория: О Мирном | Добавил: NanoGvo3d (15.12.2008)
Просмотров: 539 | Теги: война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
авторизация

Категории раздела
Праздники в Казани [6]
Статьи из различных источноков по организации праздников в Казани
Обустраиваемся [8]
интерьеры и экстерьеры, обустройство быта
О Мирном [9]
новости поселка Мирный Приволжского района г.Казани Республики Татарстан
Афган [11]
статьи об афганской войне
Парники и теплицы [29]
Описание различных парников и теплиц, инструкции по сборке, рекомендации. Интересные статьи о теплицах, и про выращивание в них самых интересных плодов, растений и пр.

а Вы с нами?

Тэги

Поиск

песни Д.Комарова

фото
[занесенные ...]
[без коменто...]
[Вперёд]
[Аптека]
[Зилант над ...]

песни М.Самковой


Copyright MyCorp © 2024