Главная » 2008 » Ноябрь » 27 » приняты поправки в закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»
14:56:29
приняты поправки в закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»
27.11.2008 г.
В первом чтении парламентариями Татарстана приняты поправки в закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». Предложения по совершенствованию основ республиканской модели стимулирования инвестиций, разработанные Министерством экономики, направлены, прежде всего, на существенную оптимизацию процесса и кардинальное снижение административных барьеров. Представляя депутатскому корпусу республики предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Татарстане, министр экономики Марат Сафиуллин отметил характерные особенности и тенденции развития инвестиционной сферы: за 9 месяцев 2008 года валовой объем капвложений в республике достиг 180 млрд.рублей, превысив значение аналогичного периода прошлого года на 11%. Благодаря последовательному проведению долгосрочной и высокоэффективной государственной политики и новаторской нормотворческой работе в народном хозяйстве республики «инвестиционные процессы развиваются сравнительно успешно». Иностранные инвестиции практически удвоились и достигли отметки 1,3 млрд. долларов США. В то же время, объем средств, привлекаемых из-за рубежа должен увеличиться еще в 1,5 раза, а в отдельных отраслях экономики (прежде всего, машиностроении) и в 2 -2,5 раза. И тогда можно будет «всерьез говорить об активном привлечении самых передовых технологий, продуктовых, процессных и управленческих инноваций, как неотъемлемом атрибуте модели ускоренного инновационного развития Татарстана». В целом для устойчивого конкурентного развития экономике республики необходимо ежегодно привлекать и осваивать не менее 300 млрд. капиталовложений. Предлагаемые МЭРТ поправки к Закону «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» посвящены решению «узких мест», имеющихся в этой сфере. Первой актуальной проблемой сегодняшнего дня Марат Сафиуллин назвал недостаток объективной информации: дефицит информации о пространственной локализации тех или иных факторов производства – квалифицированной рабочей силы, различных элементов производственной инфраструктуры, земельных участков или свободных (и подготовленных к освоению) индустриальных площадок – все это создает значительные затруднения для хозяйствующих субъектов, которые располагают всеми необходимыми материальными и нематериальными ресурсами, но практически воплотить свои инвестиционные замыслы не могут. Для заполнения этого «информационного вакуума» МЭРТ предлагает существенным образом расширить Инвестиционный меморандум республики, включив в его состав сведения по свободным, обеспеченным квалифицированной рабочей силой, энергетикой и коммуникациями земельным участкам и производственным площадкам различной степени готовности. Второй актуальной проблемой в сфере инвестиционной деятельности Марат Сафиуллин назвал большое количество согласовательно-разрешительных инстанций, это также создает ряд серьезных проблем для потенциальных инвесторов. Только в процессе согласования, «предшествующей фазе активной реализации инвестиционного проекта, участвует порядка 17 различных структур, отнимающих у носителя инвестиционного замыла, причем зачастую необоснованно, от одного до двух лет», подчеркнул министр экономики. По мнению Марата Сафиуллина названные «узкие места - это закономерные следствия одной и той же проблемы – отсутствии в системе органов государственной власти республики единого центра, персонифицирующего ответственность за гармонизацию всего многообразия взаимоотношений, возникающих между различными субъектами инвестиционной деятельности». Выход из имеющейся ситуации министр экономики видит в ведении механизма «одного окна» при принятии инвестиционных решений. При этом речь не идет о создании новой государственной структуры, что в свою очередь привело бы к возникновению дополнительной нагрузки на расходную часть республиканского бюджета. Наиболее оптимальным в этом случае видится «придание координирующей роли одному из уже существующих республиканских органов исполнительной власти». Эта структура будет осуществлять формирование информационных баз данных, разработку реестра свободных производственных площадок, оформление бизнес-планов и подготовку заявок на привлечение денежных средств федеральных источников. Ввести определение «технополис» - еще одна из предлагаемых МЭРТ поправок к обсуждаемому Закону. Эта «форма территориальной интеграции науки и производства в виде научно-технического комплекса, состоящего их исследовательских лабораторий, образовательных учреждений и … компаний, занимающихся разработкой … конкурентоспособной продукции» позволит республиканским органам государственной власти оказывать административное, организационное, финансовое и методическое содействие экономическим агентам, реализующим инвестиционные проекты инновационного профиля на территории технопарковых структур. В состав обсуждаемых поправок МЭРТ также предлагает ввести «нормы, позволяющие усилить политику, проводимую в части стимулирования экспорта». Государственная поддержка в данном случае будет оказываться посредством информационно-консультационного сопровождения внешнеэкономической деятельности, организации различных торгово-выставочных мероприятий, а также проведения широкомасштабных акций по продвижению товаров и услуг, произведенных предприятиями республики, на мировые рынки.
С принятием обсуждаемых поправок к закону «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» налоговые льготы будут предоставляться хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою производственную деятельность в приоритетных отраслях экономики республики. Данные отрасли ежегодно будет определять Правительство Татарстана в Инвестиционном меморандуме. Республиканская инвестиционная политика, благодаря этому, станет более адресной, а сама система государственного регулирования инвестиционной сферы более гибкой и способной оперативно реагировать на происходящие изменения рыночной конъюнктуры.