Главная » 2009»Февраль»26 » Хамид Карзай обернул угрозу «вакуума власти» себе на пользу
20:39:37
Хамид Карзай обернул угрозу «вакуума власти» себе на пользу
Хамид Карзай обернул угрозу «вакуума власти» себе на пользу 22:39 | 25.02.2009 Андрей СЕРЕНКО (Фото: cfr.org)
Об авторе: Андрей Серенко – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА)
Хамид Карзай 25 февраля завершил в свою пользу масштабную интригу, начатую еще в конце января 2009 года, и связанную с предстоящими президентскими выборами в Афганистане. В результате этого был преодолен назревавший уже месяц и казавшийся неизбежным кризис легитимности власти нынешнего афганского правительства и сконструирована принципиально новая архитектура уже начавшейся президентской кампании. Эта архитектура со всей очевидностью «заточена» под фигуру Хамида Карзая и делает его победу на выборах главы государства практически гарантированной.
Разрешившаяся 25 февраля политическая интрига в Кабуле началась в конце января, когда Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Афганистана во главе с Азизуллой Лудином приняла решение о переносе даты новых выборов президента с 20 мая на 20 августа 2009 года. Сейчас уже неважно, какими именно соображениями, настоящими и мнимыми, руководствовалось ведомство господина Лудина. Принципиально важно то, что январское решение афганского ЦИК актуализировало проблему легитимности государственной власти в стране после 20 мая, когда, согласно Конституции Афганистана, должны были быть прекращены президентские полномочия Хамида Карзая, а до избрания нового главы государства и его вступления в должность оставалось бы еще более трех месяцев.
Афганские эксперты и политики немедленно назвали период с 20 мая по 20 августа эпохой «вакуума власти». Лидеры антикарзаевской оппозиции начали активно педалировать тему властного «вакуума», заранее отказывая Хамиду Карзаю в праве исполнять обязанности главы государства и после 20 мая. В кабульских элитах начался увлекательный процесс поиска выхода из еще не наступившей «вакуумной» ситуации, в ходе которого озвучивались самые разнообразные и причудливые варианты и сценарии.
По мере углубления кулуарной дискуссии по этому поводу становились очевидными два вывода.
Первый вывод – Хамид Карзай после 20 мая, в связи с решением ЦИК и настроением большинства афганских политиков, практически не имеет шансов сохранить за собой президентские полномочия и, следовательно, неизбежно потеряет рычаги (и без того не слишком надежные) управления страной.
Второй вывод – отставка Хамида Карзая и его правительства 21 мая неизбежно спровоцирует серьезный и непредсказуемый кризис власти, вызовет рост внутриэлитных и межклановых противоречий и приведет к дестабилизации обстановки в стране летом 2009 года. А именно летом, судя по всему, должна начаться крупномасштабная наземная операция сил США и НАТО в восточных районах Афганистана и в вазиристанских провинциях Пакистана, целью которой является достижение долгожданного перелома в борьбе с Талибаном и «Аль Каидой» в афганско-пакистанском пограничье.
Очевидно, что угроза административного и правового хаоса в афганской столице (с перспективой перерастания в неуправляемые межклановые конфликты) совершенно не входит в интересы Соединенных Штатов и их союзников по натовской коалиции, уже начавших переброску в Афганистан значительных резервов. Кроме того, имея к Хамиду Карзаю и его правительству много обоснованных и необоснованных претензий, американская администрация, очевидно, хотела бы при этом иметь полный контроль над процессом президентской ротации в Кабуле, с тем, чтобы во дворце «Арг» не оказался «случайный человек».
Но начатая январским решением ЦИК Афганистана интрига с переносом выборов как раз и провоцировала ненужную Вашингтону неопределенность. Хотя, возможно, поначалу так американским политикам не казалось, и они даже начали процедуру «смотрин» потенциальных альтернативных претендентов на президентское кресло в Афганистане (речь идет о поездке четырех известных афганских политиков в столицу Соединенных Штатов в самом конце января).
Когда же волнующий запах замаячившего на политическом горизонте «вакуума власти» начал пьянить излишне эмоциональных кабульских оппозиционеров (прежде всего, из числа статусных представителей Волуси джирги), и те начали демонстрировать готовность взять пульт управления афганскими выборами в свои руки (не имея при этом надежных сценариев решения проблемы преемственности власти), это не могло не насторожить кураторов «афганского проекта» в Вашингтоне.
Судя по тем шагам, которые предпринял Хамид Карзай 24-25 февраля, он, если не планировал сформировать эти настороженные настроения у своих американских друзей, то, во всяком случае, очень умело ими воспользовался.
Как сообщают источники «Афганистан.Ру» в Кабуле, вечером 24 февраля Хамид Карзай провел закрытое совещание с главами обоих палат национального парламента, руководством Центральной избирательной комиссии, лидерами крупных политических партий и влиятельными афганскими политиками. До этого глава государства встретился с верховным судьей, генеральным прокурором и членами правительства, а также провел отдельную встречу с вице-президентами. Сразу после этих встреч в кабульском политическом сообществе появились слухи о скорой отставке Хамида Карзая с поста президента. Одни источники утверждали, что уход Карзая из дворца «Арг» произойдет в течение ближайшего месяца, другие – что в течение нескольких дней. Высокопоставленный представитель Волуси джирги и вовсе заявил лицам, входящим в его ближайшее окружение, что официальное «отречение» Хамида Карзая состоится в 10 часов утра 27 февраля…
На следующий день, в первой половине дня 25 февраля, Хамид Карзай провел встречу с послами ряда западных стран (по имеющейся информации это были дипломатические представители США, Великобритании, Германии, Франции и Италии), с представителем ООН в Кабуле и командующим американскими силами в Афганистане. Сразу после этой встречи высокопоставленный источник «Афганистан.Ру» в Кабуле заявил, что 26 февраля президент объявит о своей отставке. По словам этого источника, на Хамида Карзая оказывается политическое давление со стороны «неких зарубежных сил», а также психологический прессинг (появилась информация об угоне несколько дней назад неизвестными и не найденными лицами личного автомобиля афганского президента, что, очевидно, должно было продемонстрировать его абсолютную беспомощность).
Тот же самый высокопоставленный кабульский источник сообщил, что, после отставки Карзая и его кабинета, будет сформировано новое «временное правительство» во главе с председателем Мишрану джирги (верхней палаты афганского парламента, сената) Сибгатуллой Моджадиди. Кстати, этот сценарий был озвучен еще в начале февраля лидерами оппозиционного «Совета национальных союзов Афганистана» (СНСА).
Однако, ближе к вечеру 25 февраля, информированный источник в аппарате правительства Афганистана в беседе с «Афганистан.Ру» опроверг ранее распространенные сообщения о скорой и неизбежной отставке Хамида Карзая, отметив, что «в ходе многочисленных консультаций 24-25 февраля была достигнута договоренность о дате проведения выборов». Ожидается, что в связи с этим президент Афганистана в ближайшее время обратится с посланием к нации.
По информации, полученной «Афганистан.Ру», во время этого обращения Хамид Карзай озвучит решение, одобренное руководителями основных органов власти Афганистана и представителями западных держав, суть которого заключается в отмене январского решения ЦИК о переносе даты выборов с 20 мая на 20 августа 2009 года. Таким образом, очередные президентские выборы в Афганистане состоятся через три месяца, уже в мае. А некоторые кабульские эксперты не исключают, что, возможно, и еще раньше ...
Очевидно, что отмена решения ЦИК Афганистана не только снимает с политической повестки дня проблему «вакуума власти» (кабинет Карзая останется абсолютно законным органом исполнительной власти вплоть до подведения итогов новых президентских выборов). Она также резко увеличивает шансы Хамида Карзая на переизбрание – ни один оппозиционный кандидат просто не успеет за оставшееся до выборов время не только заручиться электоральной поддержкой, сопоставимой с карзаевской, но и просто отстроить работу предвыборных штабов по стране.
Кабульские наблюдатели уверены, что согласие западных (и, в первую очередь, американских) представителей на «отыгрывание назад» даты президентских выборов было связано с нарастающей угрозой возникновения летом 2009 года очередной афганской междоусобицы. В частности, появились слухи о начинающей поляризации и без того раздробленного афганского политического класса на «пуштунский полюс» (куда аналитики причисляют фигуры Сибгатуллы Моджадиди, Гульбеддина Хекматияра и самого Хамида Карзая) и «северный полюс» (с Бурхануддином Раббани, Юнусом Кануни, лидерами узбеков и хазарейцев).
Конечно, новый внутриафганский конфликт, случись он, уже бы не принял форму гражданской войны, но, несомненно, поставил бы под угрозу не только новую афганскую государственность, но и перспективы проекта западной модернизации Афганистана (включая проект победы над Талибаном и «Аль Каидой»).
Разумеется, сейчас, когда многоходовая комбинация Хамида Карзая достигла цели и, в силу этого, оказалась раскрытой, его оппоненты попытаются предпринять различные шаги, чтобы вернуть ситуацию на момент 24 февраля. Вечером 25 февраля, например, стало известно, что в афганском парламенте, по сути, случился раскол – часть депутатов потребовала отметить заключенные руководством Волуси джирги соглашения с действующим президентом на том основании, что Хамид Карзай должен был встретиться со всем депутатским корпусом, а не только с его верхушкой. Однако маловероятно, что пересмотр позиции Юнуса Кануни произойдет – ведь гарантами новых политических договоренностей в Кабуле стали западные представители ...
Сформированная Центральной избирательной комиссией (и, скорее всего, не без участия самого Карзая) виртуальная угроза «вакуума власти» в Кабуле, заставила оппозиционных политиков стать более суетливыми, а западных друзей - быть более прагматичными в подходе к «афганским делам». Это, очевидно, главный итог запущенной хозяином дворца «Арг» интриги. И, скорее всего, призом за эту политическую находчивость для Хамида Карзая станет новый президентский срок.
Хамид Карзай родился 24 декабря 1957 года в Кандагаре в аристократической семье друга короля Захира-шаха сенатора Абдулахада Карзая. Выходец из влиятельного пуштунского клана Карзай племени Популзай, представители которого правили Афганистаном в течение двух столетий.
Учился сначала в Кабуле, а когда его семья эмигрировала а Пакистан после ввода в Афганистан советских войск в конце 1979, Хамида послали на учёбу в аспирантуру по специальности политология в Химачальский университет (Симла, Индия).
Владеет пятью языками — пушту, дари, урду/хинди, английским и французским.
Женат (1998). Жена — врач по образованию. Первый сын родился в 2007.