Здешний пейзаж напоминает предгорный Дагестан: похожие хребты с посеребрёнными вершинами и почти идиллические виды на селения-"соты", на горную речку и квадраты полей - с той разницей, что концентрация мёртвой бронетехники на обочинах панджшерских дорог неизмеримо выше, чем где-либо на Кавказе. Да и мин на горных тропах и обочинах дорог там могло остаться без счёта, особенно в окрестностях Рухи и Анавы, где стояли советские гарнизоны. (При том, что основную дорогу Дж.-С. - Хониз уже давно расчистили.) Второе зримое различие - панджшерские дома. В отличие от дагестанских у них нет застеклённых веранд и сторожевых башен, да и по форме они напоминают пьедесталы почёта. Строят эти "пьедесталы" всё больше из необожжённой глины вперемешку с соломой, а не из камня, как на родине Расула Гамзатова.
Трястись по ухабам и считать серпантины на всём почти 60-километровом пути вы будете около двух часов, и то если едете на легковой машине; на автобусе получится от трёх часов и больше. Если путешествуете не автостопом, такси от Джабуль-Сираджа до мемориала будет стоить сотню "карзаек" (~$2,2). Именно сотню, а не в 4-5 раз больше, как может попросить не в меру предприимчивый хозяин какой-нибудь старенькой "Тойоты" или "Волги".
Мемориал-гробница Масуда - белая цилиндрическая постройка с зелёным куполом в виде шлема-"луковицы" - стоит на возвышении у села Хониз и видна издалека круглые сутки. (Ночью наверняка включают подсветку, подобную той, что вы не раз встретите на афганских бензоколонках.) На том же холме рядом с гробницей притулился другой "архитектурный ансамбль": домик смотрителей, маленький киоск с книгами про Ахмад Шаха (на дари), остов БМП, используемый как сарай для дров, и подбитый Т-34, когда-то принадлежавший армии Демократической Республики Афганистан.
Зайти внутрь, чтобы увидеть могилу "Льва Панджшера", может любой человек независимо от того, мусульманин он или нет. Для этого необходимо разуться, как перед входом в мечеть. Фотографировать внутри тоже можно, но освещение там гораздо хуже из-за зелёных стёкол, которые плохо пропускают свет. Для разношёрстных официальных делегаций, которые толпятся здесь каждое 9 сентября - в годовщины гибели Масуда, придумали книгу посетителей, совсем как в музее.
С холма Масуда открывается потрясающий вид на уже упомянутый Хониз и плодородную долину кишлака Бозорак, откуда в теснины Гиндукуша уходит грунтовая дорожка на город Файзабад - когдатошняя "духовская тропа" по берегу реки Кокча, мимо красивого горного озера Анджуман. Очевидно, сейчас дорога тоже не пустует и машины по ней ходят. (Автору самому повезло застопить автобусик из Бозорака в Кабул.) Что в этом вопросе неизвестно, так это плотность движения. Скорее всего, дальнобойщиков, идущих в Файзабад насквозь через Панджшер, очень мало, а рейсового транспорта вообще нет; на попутках придётся ехать от селения к селению, проводя больше времени в гостях, чем в дороге. Кстати, о последнем: если вы хоть чуть-чуть знаете фарси или дари, порасспрашивайте хозяев об их знаменитом и теперь уже культовом земляке. Почти в 99 процентах случаев вы услышите что-то вроде "Афганестан би Масуд хароб аст!" ("Плохо стало в Афгане без Масуда!")
КАРТА. Кроме Панджшера на генштабовской "пятикилометровке" 80-х годов показаны Кабул, Чарикар, Джабаль ус-Сирадж, Джелалабад, перевал и тоннель Саланг: N.B.: названия населённых пунктов на карте и в произношении местных жителей могут не совпадать (например Заманкор вместо Заманкуль). Так что будьте внимательны.
ПУЛИ-ХУМРИ ПРОВИНЦИЯ. - СТАТУС. - ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ. - АФГАНСКИЙ ПЛЕННИК. ПРОВИНЦИЯ: Баглан. СТАТУС: райцентр. ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ: 625 м. Торговый транзитный город, тянущийся на 10 км с юга на север вдоль трассы Кабул - Мазари-Шариф. АФГАНСКИЙ ПЛЕННИК. В П.-Х. живёт русский человек из Самарской области, которого при рождении назвали Алексеем Ивановичем Оленининым. Будучи рядовым Советской Армии, 14 декабря 1982 г., незадолго до "дембеля", он пропал без вести в провинции Парван. Долгое время он жил среди моджахедов на положении пленного, и только через 8 лет ему позволили обзавестись семьёй. В 2004-м ему исполнился 41 год, на дари он говорит как на втором родном. При бензоколонке у сосны с красными гирляндами у Алексея есть магазинчик, где ему помогает старший сын БубайдАр примерно 18-ти лет от роду, который нисколько не похож на русского и совсем не говорит на родном языке отца.
Местные знают бывшего пленного под именем Рахматулло, которое он принял в исламе, и уважают как брата по вере. Опрашивая воевавших с Советской армией, Алексей-Рахматулло собирает сведения о пропавших без вести "шурави" и передаёт информацию в российское посольство. В настоящее время он вместе с семьёй собирается обратно в Россию. (Более подробно об Алексее-Рахматулло и пленных советских солдатах в материал Юлии Калининой ( в "МК" от 9 декабря 2004 г., с фотографиями) и обзорной статье Би-Би-Си).
На северном выезде из города - отличная для купания и стирки река Кундуз, неподалёку от неё развилка: прямая дорога ведёт в Мазари-Шариф (180 км), правый отворот от неё - в Кундуз (90 км).
ХАЙРАТОН ПРОВИНЦИЯ. - СТАТУС. - ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ. - МОСТ ДРУЖБЫ. - РОССИЙСКОЕ КОНСУЛЬСТВО. - КАК ДОБРАТЬСЯ. - КАРТА.
ПРОВИНЦИЯ: Балх. СТАТУС: центр района Калдар. ВЫСОТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ: не более 300 м. Небольшой посёлок на левом берегу Амударьи, к которой вплотную подступают пески Качакум. Противоположный берег - в сущности, те же тростниковые заросли и пески Бактрийской равнины, но уже иностранные, узбекистанские.
В 1970-е годы инженеры из СССР построили здесь МОСТ ДРУЖБЫ (на фарси ПулИ-ДустИ) - единственную крупную достопримечательность Хайратона. В 79-м по нему в Афган вошли советские войска, а спустя 10 лет мост провожал их обратно. В 1997 г., убоявшись захвата Хайратона талибами, Узбекистан заблокировал мост и открыл его спустя 4 года (16 декабря 2001 г.), уже после падения "Талибана". С тех пор через мост в "страну А." идут топливо, стройматериалы и гуманитарное продовольствие, так что сейчас в Х. всегда можно встретить грузовики со всего афганского Севера, а также из Кабула и Герата и бывшей советской Средней Азии.
На территории большого речного порта тусуются железнодорожные вагоны и подъёмные краны советского и российского производства. Именно ради них бывшему советскому человеку стОит заглянуть в Х., примерно на полдня. Устроить там небольшую фотосессию - дело вполне осуществимое, надо лишь заручиться согласием портового начальника - толстого лысоватого узбека в костюме и при усах, сидящего в кабинете с надписью "PRESIDENT". В случае с автором сей государственный человек искренне удивился, почему российский турист хочет увидеть то, что построили его, туриста, соотечественники. Но потом, вникнув в суть дела ("Саланг тоже наши строили, а я и его хочу поснимать!"), начальник разрешил съёмку на всей территории и дал в сопровождение своего русскоговорящего подчинённого. Единственное место, где фотографу не разгуляться, - тот самый Пули-Дусти, который является стратегическим объектом со всеми вытекающими. Это уже "епархия" пограничников, и именно они будут вам запрещать.
Кроме всего прочего, в Х. есть РОССИЙСКОЕ КОНСУЛЬСТВО; поспрашивайте местных насчёт "консулгарИ русИ" - и вас отведут до самых ворот. Окажетесь там - пожалуйста, отвезите привет атташе Сергею Пикалову, который прекрасно относится к путешественникам!
КАК ДОБРАТЬСЯ. Со стороны Узбекистана простым смертным попасть в Х. невозможно, не пускают узбекские погранцы. Путь в обратном направлении - из Х. в Термез - туристу тоже заказан из-за упомянутых "зелёных фуражек". Против вашего прохода они не будут возражать в одном случае: если помахать перед ними зелёным дипломатическим паспортом или удостоверением сотрудника какой-нибудь международной гуманитарной организации. А вот заезд со стороны Мазари-Шарифа - совсем другие шашлыки. Не доезжая до него 60 км со стороны Кабула - Саланга, сначала вы заметите бетонный указатель, на котором без малого 20 лет сохраняется солдатская надпись краской: "КИЕВ 86/РОСТОВ/ПЕРМЬ", - а потом увидите развилку. Уходящая направо приличная асфальтовая дорога и будет вашей, на легковушке доберётесь минут за 40-50.
КАРТА. Советский Генштаб, "пятикилометровка". В центре внимания - узбекско-таджикско-афганское приграничье от райцентра Чаршанги (Узбекистан) на западе до райцентра Дусти (Таджикистан) на востоке. Из афганских городов показаны Айбак (Саманган), Акча, Балх, Кундуз, Мазари-Шариф, Ташкурган (Хульм). mapj42.narod.ru
БЛАГОДАРНОСТИ
Моим РОДИТЕЛЯМ и ДРУЗЬЯМ - за неизменную моральную поддержку и ангельское терпение;
Герману Иосифовичу БАЙКОВУ (Москва), заведующему отделением ТАСС в Кабуле в 1980-е гг., - за весьма демократичное и познавательное общение по теме;
Нате БОЧКОВОЙ (Пермь), моей виртуальной напарнице в поездке, - за воодушевление;
Хазрату ВАХРИЗУ (Кабул), работнику МИД Афганистана, журналисту и переводчику, - за редкое на Афганщине общение на русском языке и крышу над головой в Кабульском пен-клубе;
Денису КОНДРАШКИНУ, выпускнику Военного университета, - за перевод на фарси вышеупомянутого рекомендательного письма и прочее деятельное участие в теоретической подготовке поездки;
Антону КРОТОВУ, основателю и президенту клуба автостопа "Академия Вольных Путешествий" (Москва), - за рекомендательное письмо для посольства Афганистана в России;
Сергею ПИКАЛОВУ, атташе консульства РФ в Хайратоне - за гостеприимство и радушное отношение к путешественникам;
Александру Александровичу ПИМОЧКИНУ, заместителю начальника кафедры средневосточных языков Военного университета (Москва), - за страноведческие консультации и полезные завязки в Кабуле, Мазари-Шарифе, Хайратоне и Герате, многие из которых очень пригодились;
работникам афганского посольства в Москве, выдавшим визу раньше положенного срока;
авиакомпании "Ариана", в самолётах которой можно спать, развалившись сразу в трёх креслах;
братьям-путешественникам Владу ГЛАДКИХ (Караганда) и Николаю ДУБРОВСКОМУ (Москва) - за советы при написании всех этих ЦУ;
всем другим людям, также сделавшим моё афганское путешествие незабываемым.
Сергей НОВИКОВ, декабрь-2004 - январь-2005. Дополнения Антона КРОТОВА, август-2002 (Пули-Хумри).
Описание различных парников и теплиц, инструкции по сборке, рекомендации. Интересные статьи о теплицах, и про выращивание в них самых интересных плодов, растений и пр.